Пластовчанка Анастасия Орешкина пешком прошагала пол Европы. Победу встретила в Австрии.
Недавно, 12 апреля, исполнилось пять лет, как не стало ветерана Великой Отечественной войны Анастасии Илларионовны Орешкиной. Немного она не дожила до своего 97-летия. Своих детей у Анастасии Илларионовны не было – еще одна жертва, принесенная войне. Героическую пластовчанку мы вспомнили с ее племянницей Галиной Дмитриевной Калужиной.
Об Анастасии Илларионовне писала наша коллега, Валентина Васильевна Казанцева. Материал ее очерков 1995 и 2010 годов послужил источником информации для настоящей зарисовки.
Родилась Анастасия Илларионовна Орешкина уже в новой, советской России – в 1920 году. В 1943 добровольцем ушла на фронт вместе с еще тридцатью женщинами из Пласта. На пункте распределения молодая Ася Орешкина попросилась быть пулеметчицей. Так и служила до Победы в 36-м зенитно-пулеметном полку на третьем Украинском фронте.
В 1943 А. Орешкина добровольцем ушла на фронт вместе с еще тридцатью женщинами из Пласта. На пункте распределения попросилась быть пулеметчицей.
Боевое крещение девушка приняла в Саратове. Необученные девчонки, они попали под бомбежку. На ходу учились окапываться и стрелять. Начать стрелять по реальным целям было сложно. Сначала боялись, не стреляли, кричали: «Мама!»
– Пока не бомбят, командир собирает нас, учимся наводить зенитку, осваиваем пулемет, занимаемся строевой подготовкой, – вспоминала Анастасия Илларионовна. Не забылись и спартанские условия войны, в которых просто помыться в случайном уцелевшем доме в отбитой у врагов деревне было настоящим праздником!
Стреляли по воздушным целям и по наземным. Приезжают на место – роют нишу, маскируют пулемет, а потом Ася дает наводку и помощник приносит ей патроны. Ася отлично освоила искусство пулеметной стрельбы, научилась очень метко стрелять. Девушку наградили званием «Отличник ПВО» и сфотографировали у полкового знамени как отличного пулеметчика. За участие в войне А. И. Орешкина получила орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией», а также много юбилейных медалей – на тридцатую, сороковую, пятидесятую, шестьдесят пятую годовщины Победы.
Вместе со своим полком девушка дошла до Европы, воевала в Венгрии, Болгарии, Румынии, а победу Ася встретила в Австрии, на берегу Дуная. 36-ой артиллерийский полк охранял понтонный мост, по которому шли партизаны.
Сразу же после Победы Ася написала родителям о возвращении домой. Но вернулась только в августе – нужно было сдать пулеметы комиссии. До Челябинска добирались месяц – поезд часто стоял, пропуская эшелоны на Дальний Восток, где начиналась война с Японией.
По воспоминаниям племянницы Галины Дмитриевны Калужиной, когда Ася в 1943 году приняла решение уйти на фронт добровольцем, ее молодой человек не захотел связывать с девушкой свою судьбу. «Мне фронтовички не нужны», – так он объяснил решение о разрыве отношений. Вернувшись с войны, Ася потом три раза была замужем. Но из-за того, что специфически простудилась, детей иметь не могла. Временами она считала это за везение, временами – наоборот. У сестры Аси родились четверо детей, а муж умер рано – Анастасия Илларионовна помогала сестре, присматривала за племянниками.
– Я дежурила на посту до четырех утра. Глаза слипаются, спать хочу, – рассказывала Анастасия Илларионовна. – Только легла, телефонистка кричит: «Девчата,
победа!» Что тут началось! Все обнимаются, смеются, ревут…
Образование у Аси было среднее, профессия – шофер. Эту профессию она получила специально, чтобы попасть на фронт. После вой-ны Анастасия Орешкина работала на шахтах объединения «Южуралзолото». Последняя запись в трудовой книжке, относящаяся к работе в шахте, сделана об увольнении «по старости» в 1968 году. В 1975 году деятельная Анастасия Илларионовна снова вернулась к работе. Работала уборщицей, подсобной рабочей, приемщицей поставок в Доме быта. Там ее вспоминали с большим уважением, как жизнерадостного и общительного человека, ласково называя «наша баба Ася».
Галина Дмитриевна говорит о том, что ее тетя очень любила петь, даже какое-то время училась в Москве на «музыкальном». Где точно – она не помнит, но знает, что по этой, музыкальной, профессии Анастасия Илларионовна не работала. И все-таки в Пласте была возможность проявить свои музыкальные способности – Анастасия Орешкина активно участвовала в самодеятельности, руководила хоровым и танцевальным коллективами в сейчас уже легендарном клубе имени Володарского. В 1953 году профком рудника послал ее на курсы руководителей танцевально-хоровых коллективов.
– Тетя Ася нас не оставляла, все время заходила к нам. Когда получала расчет или аванс, приносила нам что-то, – вспоминает Г.Д. Калужина. – И я часто бегала к ней. А мы что, девчонки? Побыли пять-десять минут и убежали. Когда забегали к ней, она угощала нас конфетами, печеньем. Было приятно, конечно.
Когда выросли племянники, соседи просили помочь – присмотреть за их ребенком. Анастасия Илларионовна не отказывала. Человека двадцатых годов, закаленную войной и шахтой, «бабу Асю» отличало отменное здоровье. Серьезно заболела она уже на 95-том году жизни. Тогда Галина Дмитриевна взяла ее к себе.
Анна ГАЛИМХАНОВА
корреспондент «ЗО»
Фото из личного архива
Галины КАЛУЖИНОЙ